Процесс Тюнинг
Проект UZHELTH является частью мирового процесса, который известен как «Процесс Тюнинг». Тюнинг («настройка») начался в Европейском Союзе в 2000 году. Его целью было разработать методологию и инструменты, необходимые для того, чтобы осуществить переход от высшего образования, базирующемся на преподавателе, к высшему образованию, базирующемся на обучающемся. В последующие годы Тюнинг развил эффективную методологию для разработки, совершенствования, применения и оценивания (базирующиеся на обучении) учебных программ на всех уровнях (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и, благодаря участию десятков тысяч человек, эта методология и ее результаты широко используются во всем мире.
Тюнинг начался как разработанный университетами проект, который был назван «Тюнинг образовательных структур в Европе». Его возглавили университеты Деусто. Бильбао и Гронингена. В работе проекта принимали участие преподаватели вузов европейских стран, которые работали совместно с выпускниками вузов, работодателями и административными работниками, чтобы понять, как лучше подготовить студентов к их будущей профессиональной и общественной жизни.
В самом начале Тюнинг шел параллельно и в связи с Болонским процессом. В Болонском процессе Министерства обещали выполнить правовые нормативы и внести законодательные изменения для того, чтобы улучшить транспарентность, сравнение и сопоставление программ высшего образования в Европе. Хорошо известно, что Болонский процесс продолжается и ныне и ведет к консолидации и экспансии европейского пространства высшего образования, которое официально насчитывает 48 стран (плюс Еврокомиссия), включая Казахстан (см. www.ehea.info ). Многие страны, включая Республику Кыргызстан, в большей или меньшей степени приводят их системы высшего образования в соответствие с ЕНЕА.
Тем временем, благодаря моральной и финансовой поддержке Еврокомиссии и взятым на себя обязательствам большого количества вовлеченных в него людей, Тюнинг развивается дальше. В Европе совершенствуется его методология, и создаются пособия пользователя по базовым компетенциям и ориентиры для большого количества предметных направлений и для более широких областей знаний таких, как социальные и гуманитарные науки, а также творческие и исполнительные дисциплины. Многие публикации и другие материалы, касающиеся процесса Тюнинг, размещены на сайте: http://www.unideusto.org
Тюнинг принят многими странами и регионами и развивается, учитывая их собственные приоритеты. Сегодня Тюнинг осуществляется в Латинской Америке, Грузии. Кыргызстане, Российской Федерации, Африке, Таиланде и в Соединенных Штатах Америки. Процесс 'анализа осуществимости обучения' завершается в Канаде и в Австратии. Птанируется сделать 'настройку' в Японии и в Китае.
Используя методологию Тюнинг в рамках проекта UZHELTH будет осуществляться структурированный процесс по изучению ситуации, консультированию, реструктуризации, мониторинга и оценки для поддержки узбекских вузов в реорганизации, координировании. распространении и модернизации обучения. Это означает, что UZHELTH может ввести свой вклад в обновление высшего образования в секторе здравоохранения в Центральной Азии и во всем мире.
Процесс Тюнинг состоит из ряда ступеней, каждая из которых является предыдущей для всех последующих. Их общей целью является обеспечить знание, понимание и использование инструментов для трансформации высшего образования из системы базирующейся на преподавателе в систему базирующуюся на результате с центром на потребностях обучающегося. Тюнинг осуществляется посредством совместной работы в транснациональном контексте мотивированных академических групп, которые принимают во внимание обратную связь со студентами, выпускниками, работодателями и другими заинтересованными сторонами.
Тюнинг развивается по 5 линиям.
Линия 1. «Общие компетенции»: в соответствии с определением, используемым в Тюнинге, компетенции - это все то, что обучающийся знает, понимает и умеет по окончании процесса обучения. Поведение и мышление включены в широкое понимание «компетенции». Целью процесса обучения является стимулировать развитие компетенций обучающегося. В Тюнинге существует различие между компетенциями, которые непосредственно связанные с предметом или направлением обучения (специальные предметные компетенции, линия 2) и теми, которые важны во всех или во многих направлениях обучения (общие компетенции). Общие компетенции в Тюнинге подобны тому, что иногда называют «трансверсальными навыками» - то есть умения, прилагаемые ко всем или ко многим предметным направлениям.
Первый шаг в Тюнинге - необходимость понимания важности «общих компетенций» в процессе обучения. Традиционно университеты концентрируются на переносе специфических знаний на направление обучения, а формирование общих компетенций оставляют «на удачу».
Чтобы развивать знания о важности общих компетенций (Generic Competences - GCs), участники Тюнинга («тюнеры») разрабатывают списки наиболее важных общих компетенций и проводят консультации об их значимости и об уровне соответствия этих компетенций тому, что ныне реализуется в университетах. Консультации проводятся с работодателями, студентами, выпускниками и преподавателями вузов.
Линия 1 для UZHELTH:
В качестве отправной точки UZHELTH может использовать работу, проделанную участниками Центрально-Азиатского проекта Тюнинг, TuCAHEA, в рамках которого весной 2013 был подготовлен перечень из 30-ти общих компетенций и по ним были проведены крупномасштабные консультации (получено 20463 ответов). Этот перечень общих компетенций будет принят во внимание и послужит основой для обсуждения их относительной важности для предметных направлений проекта UZHELTH и разработки перечня общих компетенций в области здравоохранения.
Линия 2. «Специальные предметные компетенции»:
Вторая линия или ступень в Тюнинге - это формирование групп по направлениям (Subject Area Groups - SAG). Это значит, что от каждой участвующей страны должен быть один преподаватель вуза, представляющий предметное направление. Каждая SAG, работая совместно, прежде всего, дает установки своему направлению (предметному или тематическому), определенному на сегодня в каждой стране. Члены группы работают над общностями и различиями и формулируют перечень предметных компетенций по направлениям. Они называются «специальные предметные направления». Перечень, как и в случае общих компетенций, не может включать все разработанные компетенции, так же как никто из студентов не может развивать все компетенции перечня. Скорее всего, это типичный перечень наиболее важных компетенций предметного направления. Предметные группы определят, какие из этих компетенций важны на первом, втором и третьем уровнях, а также на каком уровне они должны будут их развивать. На этом этапе члены групп вновь будут проводить консультации с представителями от преподавателей вузов, студентами, выпускниками и работодателями, чтобы показать им, как важны компетенции и как университеты эффективнее могут сформулировать их.
Линия 2 для UZHELTH:
В UZHELTH, будет проанализировано положение вузов-партнеров Узбекистана, в сопоставлении с вузами Европы, с целью выявления общностей и взаимодополняемости. Принимая во внимание уже проделанную работу, предполагается «настроить» различные дисциплины здравоохранения в разных странах: партнерство - разделение на группы по направлениям - подготовка проекта перечня предметных компетенций и показателей уровня. На встрече в Пизе будут представлены следующие направления: медицина, ветеринария, сельское хозяйство, окружающая среда, безопасность пищевых продуктов. В состав каждой предметной группы, насколько это возможно, должен входить один представитель от каждого вуза-партнера. Это было предвидено для того, чтобы все партнеры работали вместе как на пленарных заседаниях, так и в период между ними (посредством Интернета). Руководить каждой из созданных предметных групп будет ведущий специалист в данном направлении.
До начала стартового заседания должны быть определены списки членов предметных групп (SAG) от каждого университета, участникам должна быть предоставлена информация и материалы для ознакомления, чтобы члены SAGs продуктивно работали во время встречи в Пизе. Они должны принять во внимание наработки по их направлению, уже существующие в других странах и регионах, но независимо от других, подготовить свой собственный перечень компетенций.
В период между заседаниями в Пизе и Ташкенте SAGs будут поддерживать тесный контакт. На стартовом заседании в Ташкенте планируется проведение рабочих сессий, во время работы которых должен быть подготовлен перечень предметных компетенций по разным направлениям медицины; рассмотреть структуры и их функционирование в ташкентских университетах-партнерах; создать условия для тесного сотрудничества с Министерствами-партнерами.
Линия 3. Измерение объема обучения (использование ECTS и системы кредитов, базирующейся на рабочей нагрузке):
Третий шаг или ступень Тюнинга касается объема обучения и различных путей измерения и определения его. В европейском контексте объем обучения измеряется в понятиях времени, необходимого обучающемуся для завершения всей учебной деятельности, связанной с отдельными видами обучения (контактные часы в аудитории, подготовка к экзаменам, работа в группе, чтение, самостоятельная работа и все остальное, что требуется в процессе обучения). Соответствие модели высшего образования, концентрирующейся на обучающемся, и ее тщательное применение, позволяет университетам более эффективно планировать процесс обучения. Контрольные системы дают возможность обеспечивать правильное распределение кредитов и эффективное использование студентами своего времени.
Линия 3 для UZHELTH:
В проекте UZHELTH ECTS и другие системы и методологии, используемые и развиваемые во всем мире, включая и зарождающуюся систему кредитов в Латинской Америке, будут изучены и сравнены с ныне применяемыми. Благодаря применению этой линии будет проведена работа по переорганизации учебного процесса, принимая во внимание потребности обучающегося, и по совершенствованию планирования и инструментов оценивания для того, чтобы получить хорошо подготовленные и эффективные программы.
По этим вопросам будет проведена работа в Пизе, а которая продолжиться на последующих рабочих заседаниях. Предметные группы UZHELTH проанализируют текущую работу своего направления и включат полученные данные и рекомендации в «Концептуальные рамки» своего направления.
Линия 4. Подходы к обучению, преподаванию и оцениванию
Как только будут сформулированы ключевые GCs и SSCs для определенного числа предметных групп (и принято, что целью высшего образования является формирование или улучшение обучающимся этих компетенций) вопрос, который сразу же возникает: - как это реализовать? - как организовать программы обучения, чтобы обучающийся, который занимается по ним, приобрел необходимые и желаемые компетенции?
Тюнинг включает в себя существующие и потенциальные пути развития среды обучения для того, чтобы гарантировать тот факт, что обучение и преподавание действительно помогают развитию желаемых компетенций, а также, что методы оценки транспарентны и понимаются как студентами, так и преподавателями, и применяются в формулировании компетенций.
Должно быть соответствие между желаемыми компетенциями, подходом к обучению/преподаванию и методами оценки. Например, признано, что «умение работать в команде» является важной компетенцией, однако, это не значит, что будет разработан отдельный курс по работе в группе, а скорее всего, учебная программа будет разработана таким образом, что обучающиеся, занимаясь в рамках какого-либо курса, выполняют определенные задания совместно, работая в группе. Одна часть оценивания выполненного задания обучающимся будет базироваться на том, насколько хорошо он или она работали в группе. Индикаторы уровня компетенции могут быть взяты из базового пособия по компетенциям.
Возьмем еще один пример, компетенция «умение применять теоретические знания на практике». Какой подход к обучению и преподаванию был бы наиболее подходящим? Курс может иметь компоненты базовых заданий, где существует распределение академических и теоретических знаний в практической ситуации. Обучающийся может сделать работу, в которой он или она применяет теоретические знания на практике. Метод оценивания должен быть предусмотрен таким образом, чтобы убедиться, что работа обучающегося была успешной.
Так как во многих странах даже сегодня часто применяют одни и те же методы оценки (например, курсовая работа, письменный или устный тест) необходимо разрабатывать методы оценки разных уровней при приобретении компетенций.
Линия 4 для UZHELTH:
Для того, чтобы развивать знания об оптимизации, подходов к обучению, преподаванию и оцениванию (L/T/A), 'тюнеры' UZHELTH определят, какие наиболее важные предметные и общие компетенции могут быть развиты и на каком уровне в своей стране, в своем вузе, или же в общем.
В случае общих компетенций, например, не вводят специальные курсы по «преподаванию» компетенций. Процесс по обеспечению достижения студентом желаемых компетенций должен привести, прежде всего, к определению компетенций, которые будут разработаны для учебных программ определенного уровня; затем преподавателями будут разработаны подходы к обучению и преподаванию, которые должны будут применяться к отдельным курсам таким образом, чтобы обеспечить охват всех ключевых компетенций.
'Тюнеры' UZHELTH будут совместно работать над формулировкой каждой отдельно взятой компетенции, а также разработают надлежащие методы оценки компетенций.
Линия 5. Качество
В укреплении методологии Тюнинга последняя линия или ступень - это введение в практику всех понятий и инструментов, особенно с точки зрения развития знаний о том, как обеспечить качество и, следовательно, не «предписанную», но реальную «культуру качества» в высших учебных заведениях. Формирование «культуры качества» обозначает, что каждый вовлечен в процесс создания «качества», мониторирования результатов и улучшения качества обучения и их соответствия в будущей профессиональной и личной жизни обучающегося.
Тюнинг за последние годы развил новые важные инструменты, такие как модель для разработки профилей учебных программ, определение уровневых компетенций для отдельных направлений (метапрофили), а также квалификационных рамок для более широких областей знаний (таких как социальные или гуманитарные науки).
Линия 5 для UZHELTH:
С целью реализации проекта предвидено, что группами по предметным направлениям (SAG) будут развиваться все инструменты Тюнинга в высшем образовании, касающегося здравоохранения.
Третий этап проекта включает в себя размышления о результатах консультаций и ведущей к завершению дальнейшей разработке «Концептуальных рамок» или руководящих принципов и ориентиров для каждого отдельно взятого направления, разрабатываемого в проекте. Эта работа должна вестись во время тренингов в Порту и Генте, где будут продемонстрированы примеры положительной практики, в особенности, в области медицины, медсестринского дела и семейной медицины. На общем заседании партнеров в Генте будет проанализирована работа целой предметной области и запланирован следующий этап проекта. Четвертая фаза концентрируется на разработке секторальных квалификационных рамок. Во время этой фазы 10 лучших узбекских студентов проведут короткий период обучения в вузах-партнерах ЕС, где они будут взаимодействовать с контекстом обучение преподавание (Learning/Teaching - L/T) и по возвращении обратно привнесут в свой вуз новый опыт. Их доклады будут использоваться в работе заседания, которое состоится в Бухаре - Нукусе. В ходе его работы будут в окончательном виде разработаны квалификационные рамки, насколько это возможно. В то же время, новые подходы к обучению, преподаванию и оценке (L/T/A) будут опробованы на существующих курсах.
Пятая фаза предусматривает завершение работы по разработке секторальных квалификационных рамок и публикацию ее результатов; планирование модулей обучения и преподавания предметов здравоохранения в различных контекстах, в соответствии с ориентирами по предметным направлениям и разработанными секторальными квалификационными рамками (SQF). Завершение этой работы планируется в ходе тренинга узбекских партнеров в Пизе и в Нитре, где особое внимание будет уделено ветеринарии, животноводству, охране окружающей среды и безопасности пищевых продуктов. На встрече партнеров в Нитре будет достигнуто соглашение о селекции и процедурах признания.