Кафедра "Госпитальной детской хирургии"
Обучение на кафедре проходят студенты 1 и 6 курсов ТашПМИ где преподаются предмет госпитальная детская хирургия и основы амбулаторно-поликлинической хирургии, предусматривающее подготовки врачей для первичного звена здравоохранения. Кроме того, на кафедре обучаются клинические ординаторы и резиденты магистратуры по специальности – детская хирургия.
В учебном процессе используется 80 видеофильмов, 5 пособий на CD-дисках, около 120 слайдов, инструментарий, соответствующая диагностическая и лечебная аппаратура клиники.
Благодаря инициативе проф. Н.Ш.Эргашева на кафедре организована библиотека, в фондах которой имеются учебники и монографии по детской хирургии, журналы. "Детская хирургия", "Хирургия", «Вестник хирургии», "Педиатрия", "Хирургия Узбекистана" и др. (всего свыше 100 наименований). Фондом библиотеки студенты могут пользоваться как в дневное время, так и во время дежурства в клинике.
На практических занятиях, кроме указанного, применяется видео- и компьютерная техника, что значительно повышает визуальную информативность практического занятия, позволяет демонстрировать учебные презентации и фильмы.
Все лекции подготовлены и проводятся в виде мультимедийных презентаций, позволяет увеличить информативность подачи материала.
Занятия и лекции проходят по плану, материал излагается исключительно на русском и узбекском языках на высоком методическом и научном уровне.
Документация по учебно-методической работе находится в надлежащем состоянии.
На хорошо оформленных стендах полностью представлено необходимую информацию для студентов относительно расписания и тематики занятий, лекций, консультаций, отработок, самостоятельной работы, а также научных и практических достижений сотрудников.
Каждый преподаватель имеет полный комплект методических разработок, структурно-логических схем практических занятий по дисциплине, тестов начального и конечного уровня, проблемных клинических и ситуационных задач.
Утверждены тематические планы лекций и практических занятий в соответствии с новой программой, выделены часы для самостоятельной работы студентов.
Разработан перечень обязательных практических навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики врача- детского хирурга.
Оценка знаний студентов осуществляются по рейтинговой системе. Заключительные экзамены проводятся методом тестового контроля в тестовом центре ТашПМИ.
6-курс
По предмету госпитальной детской хирургии студенты 6-курса изучают распространённых хирургических заболеваний детского возраста при нетипичном и осложнённом течении, определить диагностическую и лечебную тактику, а также реабилитации и профилактики. В программе представлены заболевания по следующим разделам: абдоминальной, торакальной, гнойной хирургии, урологии, онкологии, проктологии и хирургии новорождённых. Занятия студентам VI курса проводится в стационаре.
При изучение предмета госпитальной детской хирургии студенты опираются на знания, полученных на 4-5 курсах. На 6 курсе основное внимание выделяется на дифференциальную диагностику хирургических заболеваний, атипичное и осложненное течение заболевания, выбор оптимальных диагностических и лечебных мероприятий при осложнениях хирургических заболеваний, а также профилактика и диспансеризация на первичном звене здравоохранения.
Цель:
Подготовить врача общего педиатра к самостоятельному ведению квалифицированной лечебно-профилактической работы в первичном звене здравоохранения, оказанию диагностической и лечебной помощи в экстренных ситуациях по скорой и неотложной помощи, оказанию диагностической и лечебной помощи на дому, в условиях дневного стационара, поликлиники при наиболее распространенных хирургических заболеваниях детей на различных этапах их течения, осуществлению санитарно—гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий в очагах массового поражения, вопросам реабилитации после выписки из стационара.
Задачи:
• Организация учебного процесса согласно единой программы обучения студентов (подготовки врачей общего педиатра), интегрированной с основными медико-биологическими дисциплинами, с учетом практических навыков, необходимых для работы.
• Углубление, интеграция знаний и навыков, полученных во время предшествующего обучения.
• Развитие навыков самостоятельной работы на всех этапах деятельности врача общего педиатра, осуществляемой в соответствии с регламентациями квалификационной характеристики.
Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов
Студент должен знать:
• Этиопатогенетические основы хирургических заболеваний детского возраста.
• Особенности клинических проявлений хирургической патологии детского возраста, клинической и дифференциальной диагностики.
• Клинические особенности обычного и осложненного течения хирургических заболеваний в зависимости от возраста и преморбидного фона.
• Диагностическую значимость отдельных симптомов и синдромов.
• Методы инструментальных, биохимических, серологических, морфологических исследований. Их возможности и применения.
• Общие принципы лечении хирургических патологии детей.
• Методы диспансеризации и реабилитации детей с хирургическими заболеваниями.
• Овладение принципами организации хирургической помощи детскому населению в первичном звене здравоохранения.
• Освоение методов малых хирургических манипуляций и операций.
Студент должен уметь:
• Собрать анамнез и обследовать больного на выявление хирургической патологии.
• Выявлять критерии ранней диагностики в зависимости от особенностей течения болезни, провести дифференциальную диагностику.
• Сформулировать диагноз с использованием классификационных признаков данного заболевания и определить тактику лечения.
• Интерпретировать результаты функциональных, инструментальных и лабораторных методов исследования.
• Составлять план патогенетической и посиндромной терапии.
• Определять показания и консультации специалистов.
• Разрабатывать схемы реабилитационных режимов.
• Оказывать неотложную помощь в экстренных ситуациях.
• Уметь выполнять малые хирургические манипуляции и операции.
1-курс
Цель преподавания науки заключается в создании знаний и навыков для обеспечения качественного медицинского обслуживания, необходимого для улучшения здоровья взрослых и детей.
Задачи предмета:
- обучение правилам ухода для взрослых, детей и подростков при оказании стационарной медицинской помощи;
- обучение правилам режима в медицинских учреждениях;
- ознакомление с принципами деонтологии и этики;
- обучение правилам санитарной обработки взрослых и детей в стационаре во время лечения;
- ознакомление с понятиями антропология и термометрия;
- обучение правилам ухода за больными с наиболее распространенными заболеваниями находящихся на лечении;
- обучение правилам питания и кормления пациентов, в зависимости от типа и степени тяжести заболевания, а так же возраста пациента;
- обучение правилам приема и путей приема лекарств;
- обучение правилам выполнения медицинских процедур;
- обучение правилам подготовки пациентов к экстренным и плановым операциям;
- обучение правилам ухода за больными, находящихся в реанимационном отделениии и после перевода их в хирургическое отделение;
- обучение правилам оказания первой медицинской помощи больным при состояниях угрожающих жизни (сердечная недостаточность, расстройство дыхания, кровотечение, отравление, ожоги, обморожения, аспирация);
- обучение правилам сбора биологических материалов для лабораторных испытаний;
- обучение правилам пользования научной литературой по современным методам ухода за больными.
Требования предъявляемые к знаниям, навыкам и квалификации студентов по предмету.
Студент:
должен иметь представление о:
- принципах деонтологии при уходе за пациентами;
- видах лечебно-профилактических учреждений;
- значении и правилах ухода за больными;
- медицинских документах и порядке их ведения;
- правилах хранения и выдачи лекарственных средств;
- правилах дезинфекции, стерилизации, асептики и антисептики;
- правилах личной гигиены персонала.
знать и уметь применять:
- физиологические и лечебные столы,
- правила кормления пациентов и обработки посуды;
- режим движения;
- показания к применению реанимационных мероприятий, понятия «реанимация», «клиническая смерть», «биологическая смерть»;
- виды санитарной обработки пациентов;
- подготовку пациентов для проведения рентгенологических, ультразвуковых и других исследований.
владеть практическими (клиническими) навыками:
- уборка помещений, проветривание помещений, текущая и окончательная дезинфекция;
- правила и методы введения лекарств;
- проведение медицинских процедур (термометрия, антропометрия, измерение частоты дыхания и частоты пульса, измерение артериального давления);
- проведение лечебных процедур (ингаляции, применение горчичников и д.р.);
- методы иммобилизации различных частей тела;
- уход за тяжелыми больными.
Кафедра "Онкологии с детской онкологией".
Обучение на курсе проходят студенты V -VI курсов медико- педагогического факультета, VI курса педиатрического факультета, III курса высшего сестринского дела. Кроме того, на курсе обучаются и клинические ординаторы по специальности – онкология.
В преподавании наряду с традиционными методами (плакаты, цветные слайды, учебные рентгенограммы и т.д.) используют современные технические средства обучения – видео лекции, видеофрагменты сложнейших операций, электронные учебники.
Оценка знаний студентов осуществляются по рейтинговой системе. Заключительные экзамены проводятся методом устного контроля на базе курса.
III-курс- высшее сестринское дело, V-VI курс- медико-педагогический факультет, VI курс- педиатрический факультет.
Настоящая программа по онкологии определяет объем теоретических знаний и практических навыков, которыми должен овладеть студент при обучении на курсе онкологии. Данная программа составлена для студентов медицинских вузов с учетом основных практических задач, стоящих перед будущими врачами общей практики. Методическое руководство и координацию преподавания осуществляют руководители курса онкологии.
Цель:
Целью обучения онкологии является приобретение студентом знаний, умений и практических навыков, необходимых для последующей профессиональной деятельности в качестве врача общей практики.
Задачи:
- Ознакомление с особенностями организации онкологической помощи населению Узбекистана и современными принципами лечения онкологических больных.
- Обучение будущего врача общей практики тактике при подозрении на наличие у больного злокачественного новообразования.
- Углубить практическую подготовку врача общей практики в вопросах профилактики, ранней диагностике злокачественных опухолей.
- Обучение врача общей практики вторичной профилактике рака, ранней диагностике онкологических заболеваний и тактике ведения онкологических больных после лечения в специализированном учреждении.
- Подготовить к методической помощи по планированию практических профилактических мероприятий.
- Освоение методами оказания паллиативной помощи онкологическим больным в далеко зашедшей стадии опухолевого процесса.
Требования к знаниям, умениям и навыкам.
Студент должен знать:
- Основные принципы этики и деонтологии в онкологии;
- Цель и задачи онкологии, её значение для деятельности врача общей практики;
- Факторы, способствующие возникновению злокачественных опухолей и меры профилактики рака;
- Современные принципы и результаты радикального, паллиативного и симптоматического лечения злокачественных новообразований;
- Клинические и морфологические понятия предопухолевых заболеваний;
- Общие принципы ранней диагностики злокачественных новообразований по клиническим синдромам;
- Общие принципы основных методов лабораторной и инструментальной диагностики злокачественных новообразований и принципы клинической оценки результатов этих исследований.
Студент должен уметь:
- Описания онкологического статуса в медицинскую документацию;
- Направления онкологического больного к специалисту;
- Проведения беседы и расспроса с онкологическими больными и их родственниками;
- Пальпация опухолевидного образования в различных органах (молочная железа, органы брюшной полости и малого таза, мягкие ткани);
- Пальпация периферических лимфатических узлов с целью выявления метастатического поражения;
- Овладение техникой взятия мазка и пункционной биопсии;
- Овладение техникой катетеризации мочевого пузыря;
- Овладение техникой по уходу за колостомой;
- Овладение всех видов очистительных и лечебных клизм;
- Овладение техникой зондирования и промывания желудка;
- Овладение техникой пальцевого исследования прямой кишки;
- Овладение техникой осмотра женских половых органов.
Тестовые задание по госпитальной детской хирургии для 7 курса
Ситуационные задачи для 6-курса
Образовательные технологии для 6 курса
Вопросы промежуточного контроля для студентов 6 курса
Образовательнқе технологии по дисциплине Госпитальная Детская Хирургия 6 курс
Образовательнқе технологии по дисциплине Госпитальная Детская Хирургия 7 курс
Образовательнқе технологии по дисциплине Госпитальная Детская Хирургия 6 курс педиатрия